Tesla Model Y стала самым продаваемым автомобилем по итогам 2023 года
В квартальных отчётах Tesla то и дело фигурировало упоминание о высокой популярности электрического кроссовера Model Y даже на фоне всех прочих легковых машин с ДВС, и статистика JATO Dynamics подтверждает, что этот электромобиль на мировом рынке обошёл по объёмам продаж в прошлом году все прочие легковые модели, включая транспортные средства с ДВС.
Исследование JATO Dynamics охватило данные по 151 региональному рынку, авторы утверждают, что за весь прошлый год в мире было реализовано 78,32 млн новых пассажирских автомобилей — на 10 % больше, чем годом ранее. Для не самой простой геополитической и макроэкономической ситуации в мире это весьма высокая динамика. По итогам прошлого года было реализовано на семь миллионов новых автомобилей больше, чем в 2022 году.
Самым динамично растущим рынком в прошлом году среди крупнейших оказалась Европа, которая прибавила почти 16 % в количестве проданных новых автомобилей до 16,07 млн штук. Четвёртым по величине спроса рынком в регионе оказалась Турция, и ей удалось обойти Испанию. В целом, росту спроса на новые машины в Европе способствовали и субсидии на покупку электромобилей, предоставляемые властями.
Китай хоть и остался крупнейшим авторынком планеты с 24,16 млн проданных новых машин, за год прибавил только 6 %. Идущие в статистике тандемом США и Канада увеличили объёмы продаж новых авто на 12 % до 17,3 млн штук, а Япония вместе с Южной Кореей нарастили продажи на 11 % до 6,5 млн штук. Единственным регионом, где объёмы продаж новых легковых машин снизились (на 5 % до 1,05 млн штук) стала Африка. Зато охватывающая Россию Евразия продемонстрировала рост на 40 % до 1,79 млн штук. В целом, как отмечают авторы исследования, в прошлом году 22 % новых автомобилей были проданы в странах с растущей экономикой. В количественном выражении это 17,5 млн штук — больше, чем в США и Европе по отдельности.
Индии удалось выйти на четвёртое место среди отдельных стран по количеству продаваемых автомобилей (4,19 млн штук), она лидировала среди стран с растущей экономикой. На последующих позициях в этой группе оказались Бразилия (2,12 млн штук), Иран (1,43 млн штук), Мексика (1,3 млн штук) и Турция (984 тыс. штук). Высокие цены на продукцию традиционных игроков рынка, по данным JATO, подталкивают всё большую часть потребителей к покупке китайских автомобилей.
Впервые по итогам 2023 года количество автомобилей китайских марок, проданных в мире, превысило количество американских. В первом случае наблюдался рост на 23 % до 13,43 млн машин, во втором — на 9 % до 11,93 млн машин. Впрочем, лидерами на мировом рынке всё равно остаются японские марки с 23,59 млн проданных новых автомобилей. Они контролируют 29,1 % мирового рынка, европейские марки остаются на втором месте с долей 24,9 %, а вот третье уже уверенно занимают китайские с 17,9 %, тогда как американские оттеснены на четвёртое с долей 15,2 %. Южнокорейские автопроизводители довольствуются пятым местом и 8,5 % рынка.
Слабая динамика продаж на домашнем рынке заставляет китайских автопроизводителей наращивать экспорт. Осознавая данные тенденции, власти США и ЕС начали вводить заградительные пошлины на машины китайского производства. Если в США они увеличены до 100 % стоимости, то в Евросоюзе с июля начнут действовать временные ставки, в максимальном варианте приближающиеся к 48 %.
С точки зрения типа кузова рынком новых автомобилей продолжают править кроссоверы, на долю которых в прошлом году пришлись почти 47 % продаж, а объёмы реализации выросли на 16 % до 36,72 млн штук. Именно здесь выступила локомотивом Tesla Model Y, чьи объёмы продаж в прошлом году выросли на 62 % до 1,22 млн экземпляров. При этом 54 % проданных в прошлом году кроссоверов были реализованы на рынках Китая, США и Канады. Кстати, сильнее всего от продаж кроссоверов зависели южнокорейские марки (56 %), американская Ford Motor оказалась на втором месте с 49 %, а европейский концерн Volkswagen в этом типе кузова выпускает 48 % своей продукции.
Говоря об успехе Tesla Model Y, следует отметить, что не самый дешёвый электрический седан плохо представлен на рынках стран с растущей экономикой, а потому его лидерство в мировых масштабах вдвойне поражает. Впрочем, по динамике роста продаж в рейтинге 25 самых популярных в мире моделей по версии JATO нашлись и более активные участники типа того же BYD Yuan Plus/Atto 3, который прибавил 119 % до 356 тысяч штук. Среди кроссоверов с ДВС или гибридной силовой установкой хороший рост продемонстрировал Nissan X-Trail/Rogue, который прибавил 80 % до 461 тысячи машин. Tesla Model Y удалось обойти многолетнего фаворита в лице достаточно демократичного по цене седана Toyota Corolla, который оказался на четвёртом месте, а более молодой соперник в лице кроссовера Toyota RAV4 оказался на втором с 1,075 млн проданных экземпляров. Третье место также занимает японская модель — кроссовер Honda CR-V/Breeze. Популярность кроссоверов подтверждается и отрицательной динамикой продаж Toyota Corolla, которая сократила объёмы реализации на 19 % до 803 тыс. шт. Примечательно, что родственный для лидера рейтинга электрический седан Tesla Model 3 закрывает десятку самых популярных автомобилей прошлого года с ростом объёмов продаж всего на 5 % до 508 тысяч штук. Впрочем, осенью прошлого года модель была модернизирована, и по итогам текущего года может показать более убедительный рост.
В целом, среди 25 самых популярных на мировом рынке моделей автомобилей 13 принадлежат японским маркам, 5 американским, 3 китайским, по две достались корейским и европейским соответственно. Из числа китайских все три позиции занимает продукция крупнейшего местного производителя электромобилей BYD, причём самым популярным оказался компактный седан Qin, попавший на 12-е место.