Саудовская Аравия разместила крупнейший заказ на летающие такси немецкой Lilium
Сегодня представители государственной авиационной компании Саудовской Аравии Saudia Group подписали в немецкой штаб-квартире компании Lilium контракт на закупку 100 летающих такси. Это стало крупнейшим подтверждённым контрактом на новый вид городской мобильности — 5–6-местные электролёты с вертикальными взлётом и посадкой. На полученные средства Lilium сможет завершить разработку и сертификацию машины, а также запустить её в производство.
Аэротакси Lilium — это конвертоплан в виде самолётного планера c 34 поворотными канальными вентиляторами на крыльях. Самолётная схема позволит развивать приличную горизонтальную скорость и экономить заряд батарей во время перелёта. Это обещает быть достаточно тихий, экологически чистый и неприхотливый в обслуживании воздушный транспорт, намного более дешёвый в эксплуатации, чем традиционные вертолёты. Правда, стоимость таких машин на заре начала их производства будет немаленькой. К примеру, розничная стоимость электролёта Lilium Pioneer составит $10 млн. В то же время контракт с саудитами на поставку 100 машин со всеми опциями оценен в $700 млн, что явно дешевле ранее объявленной стоимости одной машины.
Электролёты Lilium компания Saudia Group планирует использовать для развития туризма в стране и перевозки паломников к священным для мусульман местам. Ради привлечения туристов Саудовская Аравия заказала также «тысячи» одно- и двухместных дронов для Всемирной выставки 2030 года в Эр-Рияде. Страна и её власти желают оставаться на острие прогресса, вынашивая планы рано или поздно слезть с нефтяной иглы.
Для компании Lilium новый «твёрдый» контракт стал ещё одной опорой для доведения электролётов до ума. Первая коммерческая модель должна быть сертифицирована для производства и эксплуатации в 2025 году. Пока же она далека от этого. Полёты с людьми на борту пока не проводятся. Впрочем, это не помешало Lilium заключить 106 предварительных контрактов на поставку в будущем летающих такси, заключить 76 опциональных договорённостей и подписать около 600 меморандумов о соглашении с возможностью перевести их в разряд договоров. В теории немецкий завод Lilium (который пока не построен) будет выпускать до 400 летающих такси в год. Выход на иностранные рынки позволит развернуть производство в других странах.
Пока всё это выглядит как делёж шкуры ещё не убитого медведя. Первое в мире коммерческое производство летающих такси развёрнуто только в Китае. Первую партию из 50 электролётов Lilium в Саудовскую Аравию компания должна поставить к 2029 году. Но первые такие машины могут там появиться уже в 2026 году. Это имеет смысл для оценки их лётной пригодности и обучения персонала компании, которая будет их эксплуатировать.